Нурлан
Балгимбаев.
"Советы
непостороннего. Нурлан Балгимбаев: "Организация управления
государством нефтегазовыми активами должна носить системный
характер"
Источник: "Панорама", Светлана Носова.
На вопросы Панорамы отвечает Нурлан БАЛГИМБАЕВ.
- Нурлан Утебович, в прошлом году вы дали несколько актуальных
интервью - по реконструкции Атырауского НПЗ, относительно участия
ННК "Казахойл " в Херсонском проекте и по проекту
республиканского бюджета на 2003 год.
- Да, тогда журналисты обратились ко мне с просьбой высказаться
по поводу звучавшей в то время критики проектов. Время все расставило
на свои места. Модернизация Атырауского НПЗ будет проведена.
Как известно, контракты на реконструкцию завода "КазМунайГазом"
перезаключены, а на территории завода уже ведутся подготовительные
работы. Это хорошо. Жаль только, что потеряли время. Не изменилось
мое отношение и к Херсонскому проекту. Я по-прежнему убежден
в необходимости экспансии на внешние рынки, начало чему было
заложено участием ННК "Казахойл" в Херсонском проекте.
Если помните, в своем интервью я говорил, что рано или поздно
НК "КазМунайГаз" неизбежно придет к необходимости
участия в проекте, аналогичном Херсонскому. По всей видимости,
такое понимание уже присутствует в "КазМунайГазе":
компания осуществляет и намерена продолжить поставки нефти на
Херсонский НПЗ.
По бюджету на 2003 год. Правительство, характеризуя его, применяет
такие эпитеты, как "бюджет развития", "социально
ориентированный". Позвольте с этим не согласиться. Во-первых,
правительство пошло на увеличение расходных статей на социальную
сферу только после вмешательства главы государства. Во-вторых,
принятый вариант бюджета на 2003 год считаю более чем "мягким",
имея в виду легкость его исполнения. Считаю, что не полностью
использованы все резервы для пополнения доходной части бюджета.
Если помните, в своем интервью я приводил сумму в $650 млн,
или Т100 млрд по действующему курсу, которые реально получить
в текущем году только в рамках крупных нефтяных контрактов,
не прибегая к таким мерам, как их пересмотр. Замечу, что озвученные
мною тогда источники пополнения доходной части бюджета уже сейчас
подтверждаются. Например, согласно информации, распространенной
в СМИ об итогах переговоров по проектам "ТШО", "Шеврон"
в 2003-2005 годах выплатит государству $810 млн, в том числе
оставшийся долг "ТШО" по приобретенным активам в $210
млн. То есть в этом году бюджет получит половину этой суммы
- как минимум $400 млн. В рамках проектов расширения производства
"ТШО" запланированные на 2003 год вложения средств
составляют $1 млрд. Это еще один потенциальный резерв пополнения
доходной части бюджета. Как известно, реализация этих проектов
после перерыва на переговоры возобновлена.
Другой источник, который я называл, - это подписной бонус на
структуру Курмангазы в размере не менее $100 млн. Министр Школьник
обнародовал информацию, что в этом году будут пробурены две
скважины; НК "КазМунайГаз" заявила о совместной разработке
структуры Курмангазы с российской нефтяной компанией и даже
уже объявила тендеры на подготовку технического проекта строительства
разведочных скважин и оценки воздействия на окружающую среду.
Отсюда следует, что должен быть выплачен и подписной бонус,
который дает право на подписание контракта на недропользование.
В середине прошлого года было объявлено о коммерческом обнаружении
нефти на Кашагане, значит, в этом году будет выплачен бонус
государству в размере $50 млн.
Я повторяю расклад по тем Т100 млрд, о которых говорил во время
рассмотрения проекта бюджета, но в окончательном варианте доходы
и расходы бюджета-2003 были увеличены лишь на Т10 млрд. Хотя
правительство могло и должно было сполна использовать имеющийся
резерв и выработать действительно социально ориентированный
бюджет. Но правительство предпочло побить рекорд по срокам утверждения
республиканского бюджета, причем в том варианте, исполнить который
не составит особого труда.
Подтверждение этому - озвученные Минфином последние данные по
результатам исполнения государственного бюджета 2002 года: дефицит
составил Т9,7 млрд (из них Т1,5 млрд - по республиканскому бюджету)
против прогнозных на начало года Т48 млрд. А по расчетам нынешнего
советника Президента Ураза Джандосова, даже есть профицит. То
есть еще в рамках бюджета прошлого года у правительства имелся
резерв для увеличения финансирования социальных программ. То
есть повысить благосостояние госслужащих, медработников, учителей
и др., существенно повысить пенсии.
-А что вы скажете по поводу разрабатываемой сейчас индустриальной
политики?.
- Она в первую очередь должна охватывать такие моменты, как
перевод социальной нагрузки с предприятий на госбюджет, развитие
государственного института страхования экспортно-импортных контрактов
и жилищное строительство (как импульс для развития несырьевого
сектора экономики), расширению производства также будет способствовать
отнесение на вычеты капитальных вложений.
Происходящие в современном мире процессы международного разделения
труда, приведшие к интернационализации, а затем и к глобализации
хозяйственной деятельности непосредственно затрагивают и нашу
страну. Сегодняшнее разделение труда в мире происходит на достаточно
высоком уровне, и по анализу мировых рынков можно определить,
какие отраслевые ниши уже заняты. В США прекратили выпуск и
разработку наукоемкой бытовой техники, Англия отказалась от
выпуска собственных автомобилей, Германия не занимается созданием
системы атомной энергетики и т.д. В определении приоритетов
промышленной политики нашего государства есть большой риск -
сделать ставки не на те отрасли промышленности. Для Казахстана
крайне важно определиться с теми технологиями и разработками,
которые мы сможем развивать в дальнейшем. На мой взгляд, с этих
позиций нам следует уделить внимание развитию жилищного строительства.
Большие объемы в этом направлении предстоят не только внутри
страны, но и в близлежащих государствах, таких как Киргизия,
Узбекистан, Таджикистан, Афганистан. Посмотрите, какие изменения
произошли на рынке строительных услуг: турецкие компании, первоначально
захватившие ключевые позиции на этом рынке, в настоящее время
вытесняются отечественными организациями, которые научились
работать по мировым технологиям. Политика реанимирования доставшегося
нам в наследство от советского прошлого производственного потенциала
- вариант совершенно неподъемный для нашей страны. Акцент должен
быть сделан в пользу создания новых востребованных производств.
При это я не понимаю, почему правительство тянет с межбюджетной
реформой. Вместо этого не первый год говорят о "расширении
бюджетных горизонтов", "разграничении функций".
Прошло более 10 лет, как страна обрела независимость и сама
формирует свой бюджет, функционально центральная и местная власть
тоже уже определились. Необходимо только доработать имеющийся
опыт. Я говорил, что практика перечисления подоходного налога
с юрлиц полностью в республиканский бюджет привела к тому, что
такие промышленно развитые регионы, как Карагандинская и Восточно-Казахстанская
области, стали субвенционными. Тогда же я предлагал возобновить
разделение поступлений по этому виду налога между центром и
регионами поровну. Это повысило бы заинтересованность акимов
в сборе и увеличило бы поступления в целом в госбюджет. Расширятся
возможности местных бюджетов в решении социально-экономических
проблем, в частности развертывании программы строительства муниципального
жилья как составной части индустриальной политики страны. Это
еще один способ решения проблемы малых городов, в том числе
и внутренней миграции.
Что досадно, озвученный мною резерв в Т100 млрд для доходной
части бюджета и решения предлагаемых социальных задач - только
часть. Немало средств при желании можно найти в металлургии
в рамках контрактов на недропользование по твердым полезным
ископаемым и др. Значительные потери госбюджета кроются в директивном
регулировании поставок нефтепродуктов на внутренний рынок.
- Кстати, каково ваше мнение об одобренном мажилисом законопроекте
"О государственном регулировании производства и оборота
нефтепродуктов"?.
- По сути законопроект антирыночный. Регулирование поставок
нефтепродуктов на внутренний рынок, стремление поддерживать
здесь низкие цены только способствует перекрестному субсидированию
предприятий - экспортеров других отраслей, например металлургии,
которые являются крупными потребителями именно дизельного топлива
и мазута. Получая заниженные затраты на производство по ценам
на внутреннем рынке, в основном на эти энергоносители, экспорт
своей продукции они осуществляют по мировым. То есть фактически
получают дотации.
Следующее. Законопроектом ответственность за поставки на внутренний
рынок возлагается на НПЗ. Это неверно. Во-первых, они не являются
собственниками сырья и при всем желании не смогут обеспечить
переработку устанавливаемых объемов без воли и желания нефтедобытчиков.
А уповать на то, что казахстанские НПЗ принадлежат нефтедобывающим
НК "КазМунайГаз", "ММГ" и "Харрикейн"
и тем самым поставки сырья на внутренний рынок будут гарантированы
их объемами, неразумно.
Во-вторых, вместе эти три вертикально интегрированные структуры
добывают порядка 15 млн тонн в год при общем объеме добычи в
стране более 40 млн тонн. Почему ответственность за ситуацию
на рынке нефтепродуктов должны нести компании, которые оперируют
лишь третью добываемой нефти? Далее. Емкость внутреннего рынка
составляет примерно 9,5-10 млн тонн. Таким образом, чтобы обеспечить
исполнение закона, практически более половины объема добычи
они должны направить на внутренний рынок. Это нереально. При
этом "Мангистаумунайгаз" и "Харрикейн" защищены
условиями контрактов. А для объединений "КазМунайГаза"
недополучение прибыли в результате директивного или другого
регулирования хозяйственной деятельности приведет к срыву намеченных
производственных мероприятий.
Во-третьих, все НПЗ являются самостоятельными юридическими лицами,
и в случае наложения взысканий за неисполнение закона ответственность
будут нести только АНПЗ, ХОП и ПНХЗ. Юридически эта ответственность
никак не будет распространяться на их акционеров - поставщиков
сырья - "КазМунайГаз", "ММГ" и "Харрикейн
Хайдрокарбонз".
В-четвертых, нельзя исключать, что просто исходя из экономических
соображений те же акционеры будут стремиться избавиться от заводов:
продать или каким-то другим образом распорядиться ими. Только
"КазМунайГаз" лишен такой возможности, он подконтролен
государству. Таким образом, можем прийти к такой ситуации, когда
жесткие условия регулирования будут распространяться опять же
только на Атырауский НПЗ - единственный, принадлежащий государству.
Непонятно, почему законопроект не распространяется на реализацию
сжиженного газа, в то время как в Мангистауской области 80%
автотранспорта уже переведено на газ, а в крупнейшем мегаполисе
- Алматы "КазТрансГаз" совместно с акиматом реализует
аналогичный проект, будут построены газонаполнительные и газозаправочные
станции.
Есть еще один момент. Законопроектом запрещается производство
этилированных нефтепродуктов. Это правильно, но из трех казахстанских
НПЗ данное ограничение отразится только на деятельности Атырауского,
что и было одной из причин необходимости его реконструкции.
От этого еще более досадно, что было затянуто начало реконструкции
завода. В России, к примеру, такое ограничение Госдума утвердила,
когда практически все НПЗ были технически подготовлены.
Считаю, что законы должны приниматься реалистичными для исполнения,
а разработанный вариант далек от жизни. Предлагаемая законопроектом
организация комплексной системы учета производства и оборота
нефтепродуктов предусматривает установку контрольной системы
учета на всех нефтеперерабатывающих заводах, нефтебазах, АЗС.
Это - утопия! Модернизацию Казначейства - госучреждения - начали
6 лет назад и до сих пор не завершили. Судите сами, сумеют ли
подготовиться и наладить единую автоматизированную систему учета
по всем точкам реализации нефтепродуктов в стране к 1 июля этого
года?.
На мой взгляд, следовало выбрать рыночный путь решения проблемы
- через либерализацию внутреннего рынка. Это позволит повысить
его привлекательность для всех нефтедобывающих компаний, поскольку
прибыль от продажи нефтепродуктов на внутреннем рынке уравняется
с прибылью, получаемой от экспорта сырой нефти в дальнее зарубежье.
Также это позволило бы устранить существующую диспропорцию,
когда нефтяники косвенно субсидируют экспортоориентированные
предприятия других отраслей. С государственной точки зрения
лучше, если эти средства в виде налогов поступят в бюджет и
через дотации из него их можно направить тому же сельскому хозяйству
и коммунальной сфере.
- Нурлан Утебович, нефтегазовая отрасль продолжает оставаться
основой экономики страны, и, судя по всему, такое положение
сохранится еще долгие годы. Какие, на ваш взгляд, существуют
проблемы и первоочередные задачи в этой сфере?.
- На сегодня первоочередная задача - правильно и грамотно начать
освоение шельфа. Вы знаете, что долгое время основным сдерживающим
фактором была неопределенность с делимитацией дна Каспийского
моря. В прошлом году этот внешний барьер был преодолен, теперь
приоритет переместился непосредственно на само освоение углеводородных
ресурсов шельфа. От того, как мы сумеем правильно подготовиться,
зависит и отдача возлагаемых нами надежд на нефть Каспия. В
первую очередь имею в виду экономические и социальные выгоды
для страны с соблюдением экологических ограничений.
Жизненно необходима программа освоения шельфа Каспийского моря.
Горький опыт, когда в отсутствие четкой политики государства
месторождения углеводородов на суше были бездарно приватизированы,
нельзя повторить на шельфе. Нужна четкая программа. Главой государства
в свое время было дано соответствующее поручение и еще в 3-4-м
квартале 2000 года Программа освоения ресурсов Каспия должна
была быть утверждена. А у нас до сих пор она еще только разрабатывается.
Нужен документ, в котором конкретно должны быть охвачены все
необходимые мероприятия и сроки их исполнения, а не просто общие
слова и намерения. Освоение углеводородных ресурсов включает
широкий спектр вопросов - от геологоразведочных работ, оценки
запасов, технологии добычи до фискального режима. Сюда входит
и обеспечение рабочих мест, и обучение местных кадров, и развитие
инфраструктуры, других сопутствующих отраслей и т.д. Мы сильно
запаздываем в этом.
Мы до сих пор не выработали четкого понимания стоимости всех
блоков на шельфе. Выявлено порядка 80 перспективных структур,
и есть предварительные сведения по запасам. Но это лишь предварительные
сведения. Открытие на Кашагане значительно снизило риски по
другим блокам и позволяет нам рассчитывать на больший объем
запасов, и именно на участках в казахстанском секторе.
Надо провести геологическую интерпретацию, расчет объемов породы,
технических характеристик коллектора, схему и график добычи,
определить, какие капитальные и эксплуатационные затраты необходимы
и т.д. и т.п. Только после этого мы сможем спроектировать финансовую
модель проекта и выработать коммерческие условия - бонусы, долю
государства в распределяемых доходах от проекта, обязательства
по социальным программам, инфраструктуре, обучению местного
населения, поставкам сырья на внутренний рынок, импортозамещению
и многому другому.
Предстоит большой объем законотворческой работы - от ужесточения
требований природоохранного законодательства при проведении
морских нефтяных операций до установления фискальных режимов
соглашений. У нас же это не только не проделано, но даже не
начато. Взять хотя бы тот же пример по Курмангазы - уже начинаются
работы, а еще не выработаны условия, на которых государство
будет передавать его в недропользование (например, тот же подписной
бонус). Все это - результат отсутствия программы.э.
Другой пример. В прошлом году "ЛУКОЙЛОМ" были обнародованы
данные оценки ресурсов трех месторождений российского сектора
- имени Юрия Корчагина, Хвалынского и Ракушечного, по которым
суммарные запасы нефти составляют всего 49 млн тонн. На Центральном
месторождении 2/3 запасов приходится на газ. По мнению российских
экспертов, при нынешних искусственно низких ценах на газ в России
и полной неопределенности с газовой реформой нет смысла активизировать
этот проект. Из этого вытекает вопрос - есть ли смысл казахстанской
стороне проявлять инициативу в данном вопросе? Нужна предварительная
оценка на основе точных данных по запасам, необходимым инвестициям
и условиям, которые может выставить российская сторона. А они
вполне могут оказаться неподъемными для казахстанской стороны,
поскольку "КазМунайГаз" испытывает трудности с софинансированием
в $80 млн действующего проекта - Амангельдинского месторождения.
Кстати, мое мнение по этому проекту осталось прежним: он не
представляет коммерческого интереса. Нельзя забывать об обязательствах
"КазМунайГаза" и по другим проектам - реконструкции
АНПЗ, строительству трубопровода Кенкияк-Атырау. Вот где пригодился
бы отмененный "КазМунайГазом" выпуск еврооблигаций
"Казахойла". В то же время глава "КазМунайГаза"
г-н Киинов уже заявил об участии нашей стороны в освоении российских
блоков и даже компенсации исторических затрат. Более того, министр
Школьник обвиняет российскую сторону в намеренном затягивании
разработки Центрального месторождения.
Кстати, предстоят большие финансовые вложения по шельфу, и "КазМунайГазу"
следовало бы разработать четкую кредитную политику, которая
должна охватывать получение кредитного рейтинга, проведение
конференций с потенциальными инвесторами, оптимизацию активов,
возможно создание отдельного подразделения, специализирующегося
на морских нефтяных операциях, и др.
- Нурлан Утебович, но ведь есть еще действующие проекты - Тенгиз,
Карачаганак, ОКИОК, по своему уровню соответствующие мировым.
- Конечно, прежде чем приступать к переговорам по блокам на
шельфе, надо провести подробный анализ реализации действующих
крупных проектов. По ним тоже много вопросов. К примеру, фактические
затраты КТК на строительство трубопровода Тенгиз - Новороссийск
превысили предварительные на $500 млн. Задержка запуска КТК
и значительные затраты на его строительство стали причиной не-однозначного
отношения России к проекту. По Карачаганаку: затраты по 2-му
этапу освоения месторождения превышают затраты предварительного
плана освоения месторождения на $2,2 млрд и составили $3,6 млрд
против $1,4 млрд при подписании ОСРП. Появились новые затраты,
например на управление проектом, в сумме $409 млн. Помимо увеличения
затрат, переносятся и сроки реализации 2-го этапа на 2003 год,
что вызовет отсрочку выплаты бонуса в размере $150 млн, а это
приведет к ухудшению экономики проекта с точки зрения интересов
страны.
Сложилась тенденция, что, как только мы поднимаем вопросы, инвесторы
начинают представлять мировой общественности наши действия как
давление, как ухудшение инвестиционного климата в стране.
В то же время суммы, которые теряет государство из-за несоблюдения
инвесторами подписанных ими положений контрактов, астрономические.
Приведу еще один показательный пример. В начале 2001 года ОКИОК
представил правительству в лице МЭМР (тогда полномочный орган
в отношении Соглашений о разделе продукции) новое предложение
по оценке и разработке Кашагана и других участков ОКИОК касательно
геологических запасов, коэффициента извлекаемости и др. параметров.
Не буду останавливаться на всех подробностях, скажу только,
что для государства эти предложения ОКИОК, принятые в лице Минэнерго,
могут отразиться потерями около $20 млрд.
Надо, пока не поздно, исправлять ситуацию. Поэтому надо выявить
все плюсы и минусы прошедшего периода реализации всех крупных
проектов, проанализировать их, выработать меры, чтобы предельно
устранить допущенные просчеты и максимизировать наши выгоды,
не прибегая к радикальным мерам, таким, как пересмотр контрактов.
Организация управления государством нефтегазовыми активами должна
иметь системный характер. Даже хорошо составленный при подписании
контракт не является гарантией того, что в ходе его реализации
не будут ущемлены государственные интересы. Государство должно
обеспечить надлежащий контроль над соблюдением условий контрактов
в течение всего периода действия.
"К ожесточенной критике неизвестных контрактов с инвесторами
добавилась жесткость со стороны экс-премьера Нурлана Балгимбаева,
который потребовал от правительства включения в бюджет $200.000.000"
06.12.2002
Источник: "Панорама", Дмитрий Карпов, опубликовано
06.12.2002 г.
В начале этой недели Атырауский областной суд принял ожидаемое
решение не в пользу "Тенгизшевройла" в связи нарушением
СП экологических норм, связанных с хранением серы.
Намерение компании наладить переработку серы в дальнейшем, организовав
специальные производства, не стало достаточным смягчающим обстоятельством
и СП было оштрафовано на сумму свыше 11 миллиадов тенге, что
является весьма ощутимым ударом даже для такой компании как
"Тенгизшевройл". Вероятно, она будет оспаривать это
решение в Верховном суде, но большинство комментаторов сходятся
во мнении, что юридические аргументы вряд ли будут иметь решающее
значение и штраф, вероятно, станет просто одним из этапов оказываемого
на компанию давления. Главной его целью считается получение
наиболее привлекательного для Казахстана сценария дальнейшего
освоения месторождения. Пока давление не привело к ожидаемым
результатам, Казахстану не удалось добиться бесконфликтного
решения о развитии в дальнейшем месторождения не за счет сокращения
прибылей СП, а за счет внешних кредитов. Несмотря на обилие
весьма острых разногласий с инвесторами, это событие выглядит
знаковым, поскольку до сих пор казахстанские власти никогда
не конфликтовали так остро с компаниями масштаба "ШевронТексако".
К тому же впервые в конфликте так явно звучит внутриполитическая
проблематика, правительство почти с чистой совестью может сказать
"Шеврону", что проявить жесткость его вынуждает ситуация
внутри страны. К по-прежнему ожесточенной критике неизвестных
контрактов с инвесторами дилетантов добавилась жесткость со
стороны экс-премьера Нурлана Балгимбаева, который, напомним,
потребовал от правительства включения в бюджет следующего года
200 миллионов долларов, которые в него не попадали бы в случае
осуществления развития проекта по методу ускоренной амортизации
предлагаемого "Тенгизшевройлом" (пожалуйста, Панорама
№41 и42).
Практически никто в немногочисленных комментариях по поводу
конфликта специалистов не усматривал в решении казахстанской
стороны непосредственных нарушений контрактов, очевидно, что
"Шеврон" не реагировал бы так резко, не будь произошедшее
нарушением существовавших договоренностей, причем накануне осуществления
проекта. Еще в начале 2001 года генеральный директор СП Тим
Уинтертон уверенно говорил об увеличении добычи на Тенгизе на
7 миллионов тонн в ближайшие 5 лет и достижении уровня добычи
в 32 миллиона тонн к 2010 году, связывая это в том числе и благоприятным
налоговым режимом (пожалуйста, Панорама №12 за 2001 год). Очевидно,
у Казахстана нет другого пути кроме жесткой защиты национальных
интересов и поступлений в бюджет от крупнейших проектов. Себестоимость
добычи в 2 доллара за баррель и относительная дешевизна транспортировки
заставляют говорить о Тенгизе как об одном из самых привлекательных
месторождений. Величина вложенных инвестиций в сам проект и
КТК также заставляют согласиться с министром Школьником в том,
что вероятность отказа от дальнейшего роста добычи на Тенгизе
крайне низка, необходимость добиться от акционеров в дальнейшем
отказа от дивидендов ради инвестиций также может стать более
сложной задачей.
Еще одной "скользкой" темой, применимой к "Тенгизшевройлу",
являются долги СП по отношению к участникам предприятия. В 2000
году г-н Балгимбаев оценивал существовавшую величину долга в
925 миллионов долларов и неясно, существуют ли четкие договоренности
в этом вопросе, или он также может стать полем для конфликта.
Большая вероятность достижения в будущем компромисса с "Тенгизшевройлом"
не исключает двух главных выводов, которые можно сделать из
этой истории - появления новой казахстанской нефтяной политики
с явными "антиимпериалистическими нотками" и ухудшения
инвестиционного климата в связи с необходимостью для инвесторов
оценивать и внутриполитические факторы.
"Монстр и Балгимбаев: Сон разума рождает монстров. Новая
компания по активам превысит все вместе взятые акционерные общества
страны "
Источник: "Республика", Мухаметжан
Адилов, опубликовано 21.02.2002 г.
Наше издание несколько раз поднимало вопрос о том, что нефтегазовой
отраслью Казахстана должно управлять отдельное государственное
ведомство с соответствующими задачами и полномочиями. Видимо,
эта идея запала кому-то в голову и теперь реализуется, правда,
немного по иному.
По сообщениям из Астаны принято решение об объединении ННК "Казахойл"
и компании "Транспорт нефти и газа". Создание суперкомпании
- холдинга с новым названием "Казмунайгаз" позволит
резко усилить роль казахстанского государства на мировом нефтегазовом
рынке.
Новое образование будет представлять собой вертикально интегрированное
объединение, включающее в себя предприятия по добыче, переработке,
транспортировке нефти и газа, сбытовые, ремонтные, геологоразведочные
и прочие вспомогательные подразделения, розничную сеть по продаже
ГСМ, предприятия связи, авиакомпанию, морские суда и так далее.
Желающие могут посчитать совокупные активы новой компании. Они
наверняка превысят несколько миллиардов долларов. Совокупные
годовые продажи будут около двух миллиардов, а платежи в государственный
бюджет наибольшими среди всех национальных компаний.
Но создать суперкомпанию это половина дела. Надо еще найти туда
руководителя. Проблема здесь заключается в том, что желающих
слишком много, и все они пользуются чьей-то поддержкой. Победу
в неофициальном забеге одержал Ляззат КИИНОВ, теперь уже бывший
аким Мангистауской области. Тимур КУЛИБАЕВ, скорее всего, останется,
но уже в должности генерального директора. Зато Нурлану БАЛГИМБАЕВУ,
видимо, придется ждать нового назначения. Он уже отказался от
должности посла в Италию. Теперь он может возглавить Атыраускую
область в качестве акима или поехать послом Республики Казахстан
на Украину. Кстати, акимом Мангистауской области стал выдвиженец
Имангали Тасмагамбетова Болат ПАЛЫМБЕТОВ.
В пользу будущей дипломатической карьеры Нурлана БАЛГИМБАЕВА
говорит новый расклад политических сил. Известно, что его взаимоотношения
с группой во главе с Нуртаем Абыкаевым, как говорится, не сложились,
поэтому чем дальше поедет нынешний президент "Казахойла",
тем лучше. При любом раскладе путь Нурлану Утебовичу лежит на
Запад, и заниматься ему придется нефтью.
На Украине ему будет интересно и язык учить не надо. Там он
может стать коллегой другому известному нефтегазовому деятелю,
бывшему премьер-министру Российской Федерации Виктору ЧЕРНОМЫРДИНУ.
Напомним, что именно Балгимбаев продвигал казахстанский капитал
в эту страну и приобрел там акции Херсонского нефтеперерабатывающего
завода и ряда региональных компаний по розничной продаже нефтепродуктов.
Если наша версия превратится в факт, казахстанские инвестиции
получат весомое дипломатическое прикрытие.
"Нурлан Балгимбаев освобожден от обязанностей премьер-министра
Республики Казахстан"
15.08.2002
Источник:
01.10.99 АСТАНА. Возглавляемое им правительство отправлено в
отставку.
ТОКАЕВ Касымжомарт, работавший вице-премьером и министром иностранных
дел, назначен исполняющим обязанности премьер-министра Республики
Казахстан.
БАЛГИМБАЕВ Нурлан избран президентом ЗАО "Казахойл".
|