KAZAKSTAN.NAROD.RU

Страна в руках преступников.

 

 


Нурлан Балгимбаев.

  "Советы непостороннего. Нурлан Балгимбаев: "Организация управления государством нефтегазовыми активами должна носить системный характер"


Источник: "Панорама", Светлана Носова.
На вопросы Панорамы отвечает Нурлан БАЛГИМБАЕВ.
- Нурлан Утебович, в прошлом году вы дали несколько актуальных интервью - по реконструкции Атырауского НПЗ, относительно участия ННК "Казахойл " в Херсонском проекте и по проекту республиканского бюджета на 2003 год.
- Да, тогда журналисты обратились ко мне с просьбой высказаться по поводу звучавшей в то время критики проектов. Время все расставило на свои места. Модернизация Атырауского НПЗ будет проведена. Как известно, контракты на реконструкцию завода "КазМунайГазом" перезаключены, а на территории завода уже ведутся подготовительные работы. Это хорошо. Жаль только, что потеряли время. Не изменилось мое отношение и к Херсонскому проекту. Я по-прежнему убежден в необходимости экспансии на внешние рынки, начало чему было заложено участием ННК "Казахойл" в Херсонском проекте. Если помните, в своем интервью я говорил, что рано или поздно НК "КазМунайГаз" неизбежно придет к необходимости участия в проекте, аналогичном Херсонскому. По всей видимости, такое понимание уже присутствует в "КазМунайГазе": компания осуществляет и намерена продолжить поставки нефти на Херсонский НПЗ.
По бюджету на 2003 год. Правительство, характеризуя его, применяет такие эпитеты, как "бюджет развития", "социально ориентированный". Позвольте с этим не согласиться. Во-первых, правительство пошло на увеличение расходных статей на социальную сферу только после вмешательства главы государства. Во-вторых, принятый вариант бюджета на 2003 год считаю более чем "мягким", имея в виду легкость его исполнения. Считаю, что не полностью использованы все резервы для пополнения доходной части бюджета. Если помните, в своем интервью я приводил сумму в $650 млн, или Т100 млрд по действующему курсу, которые реально получить в текущем году только в рамках крупных нефтяных контрактов, не прибегая к таким мерам, как их пересмотр. Замечу, что озвученные мною тогда источники пополнения доходной части бюджета уже сейчас подтверждаются. Например, согласно информации, распространенной в СМИ об итогах переговоров по проектам "ТШО", "Шеврон" в 2003-2005 годах выплатит государству $810 млн, в том числе оставшийся долг "ТШО" по приобретенным активам в $210 млн. То есть в этом году бюджет получит половину этой суммы - как минимум $400 млн. В рамках проектов расширения производства "ТШО" запланированные на 2003 год вложения средств составляют $1 млрд. Это еще один потенциальный резерв пополнения доходной части бюджета. Как известно, реализация этих проектов после перерыва на переговоры возобновлена.
Другой источник, который я называл, - это подписной бонус на структуру Курмангазы в размере не менее $100 млн. Министр Школьник обнародовал информацию, что в этом году будут пробурены две скважины; НК "КазМунайГаз" заявила о совместной разработке структуры Курмангазы с российской нефтяной компанией и даже уже объявила тендеры на подготовку технического проекта строительства разведочных скважин и оценки воздействия на окружающую среду. Отсюда следует, что должен быть выплачен и подписной бонус, который дает право на подписание контракта на недропользование. В середине прошлого года было объявлено о коммерческом обнаружении нефти на Кашагане, значит, в этом году будет выплачен бонус государству в размере $50 млн.
Я повторяю расклад по тем Т100 млрд, о которых говорил во время рассмотрения проекта бюджета, но в окончательном варианте доходы и расходы бюджета-2003 были увеличены лишь на Т10 млрд. Хотя правительство могло и должно было сполна использовать имеющийся резерв и выработать действительно социально ориентированный бюджет. Но правительство предпочло побить рекорд по срокам утверждения республиканского бюджета, причем в том варианте, исполнить который не составит особого труда.
Подтверждение этому - озвученные Минфином последние данные по результатам исполнения государственного бюджета 2002 года: дефицит составил Т9,7 млрд (из них Т1,5 млрд - по республиканскому бюджету) против прогнозных на начало года Т48 млрд. А по расчетам нынешнего советника Президента Ураза Джандосова, даже есть профицит. То есть еще в рамках бюджета прошлого года у правительства имелся резерв для увеличения финансирования социальных программ. То есть повысить благосостояние госслужащих, медработников, учителей и др., существенно повысить пенсии.
-А что вы скажете по поводу разрабатываемой сейчас индустриальной политики?.
- Она в первую очередь должна охватывать такие моменты, как перевод социальной нагрузки с предприятий на госбюджет, развитие государственного института страхования экспортно-импортных контрактов и жилищное строительство (как импульс для развития несырьевого сектора экономики), расширению производства также будет способствовать отнесение на вычеты капитальных вложений.
Происходящие в современном мире процессы международного разделения труда, приведшие к интернационализации, а затем и к глобализации хозяйственной деятельности непосредственно затрагивают и нашу страну. Сегодняшнее разделение труда в мире происходит на достаточно высоком уровне, и по анализу мировых рынков можно определить, какие отраслевые ниши уже заняты. В США прекратили выпуск и разработку наукоемкой бытовой техники, Англия отказалась от выпуска собственных автомобилей, Германия не занимается созданием системы атомной энергетики и т.д. В определении приоритетов промышленной политики нашего государства есть большой риск - сделать ставки не на те отрасли промышленности. Для Казахстана крайне важно определиться с теми технологиями и разработками, которые мы сможем развивать в дальнейшем. На мой взгляд, с этих позиций нам следует уделить внимание развитию жилищного строительства. Большие объемы в этом направлении предстоят не только внутри страны, но и в близлежащих государствах, таких как Киргизия, Узбекистан, Таджикистан, Афганистан. Посмотрите, какие изменения произошли на рынке строительных услуг: турецкие компании, первоначально захватившие ключевые позиции на этом рынке, в настоящее время вытесняются отечественными организациями, которые научились работать по мировым технологиям. Политика реанимирования доставшегося нам в наследство от советского прошлого производственного потенциала - вариант совершенно неподъемный для нашей страны. Акцент должен быть сделан в пользу создания новых востребованных производств.
При это я не понимаю, почему правительство тянет с межбюджетной реформой. Вместо этого не первый год говорят о "расширении бюджетных горизонтов", "разграничении функций". Прошло более 10 лет, как страна обрела независимость и сама формирует свой бюджет, функционально центральная и местная власть тоже уже определились. Необходимо только доработать имеющийся опыт. Я говорил, что практика перечисления подоходного налога с юрлиц полностью в республиканский бюджет привела к тому, что такие промышленно развитые регионы, как Карагандинская и Восточно-Казахстанская области, стали субвенционными. Тогда же я предлагал возобновить разделение поступлений по этому виду налога между центром и регионами поровну. Это повысило бы заинтересованность акимов в сборе и увеличило бы поступления в целом в госбюджет. Расширятся возможности местных бюджетов в решении социально-экономических проблем, в частности развертывании программы строительства муниципального жилья как составной части индустриальной политики страны. Это еще один способ решения проблемы малых городов, в том числе и внутренней миграции.
Что досадно, озвученный мною резерв в Т100 млрд для доходной части бюджета и решения предлагаемых социальных задач - только часть. Немало средств при желании можно найти в металлургии в рамках контрактов на недропользование по твердым полезным ископаемым и др. Значительные потери госбюджета кроются в директивном регулировании поставок нефтепродуктов на внутренний рынок.
- Кстати, каково ваше мнение об одобренном мажилисом законопроекте "О государственном регулировании производства и оборота нефтепродуктов"?.
- По сути законопроект антирыночный. Регулирование поставок нефтепродуктов на внутренний рынок, стремление поддерживать здесь низкие цены только способствует перекрестному субсидированию предприятий - экспортеров других отраслей, например металлургии, которые являются крупными потребителями именно дизельного топлива и мазута. Получая заниженные затраты на производство по ценам на внутреннем рынке, в основном на эти энергоносители, экспорт своей продукции они осуществляют по мировым. То есть фактически получают дотации.
Следующее. Законопроектом ответственность за поставки на внутренний рынок возлагается на НПЗ. Это неверно. Во-первых, они не являются собственниками сырья и при всем желании не смогут обеспечить переработку устанавливаемых объемов без воли и желания нефтедобытчиков. А уповать на то, что казахстанские НПЗ принадлежат нефтедобывающим НК "КазМунайГаз", "ММГ" и "Харрикейн" и тем самым поставки сырья на внутренний рынок будут гарантированы их объемами, неразумно.
Во-вторых, вместе эти три вертикально интегрированные структуры добывают порядка 15 млн тонн в год при общем объеме добычи в стране более 40 млн тонн. Почему ответственность за ситуацию на рынке нефтепродуктов должны нести компании, которые оперируют лишь третью добываемой нефти? Далее. Емкость внутреннего рынка составляет примерно 9,5-10 млн тонн. Таким образом, чтобы обеспечить исполнение закона, практически более половины объема добычи они должны направить на внутренний рынок. Это нереально. При этом "Мангистаумунайгаз" и "Харрикейн" защищены условиями контрактов. А для объединений "КазМунайГаза" недополучение прибыли в результате директивного или другого регулирования хозяйственной деятельности приведет к срыву намеченных производственных мероприятий.
Во-третьих, все НПЗ являются самостоятельными юридическими лицами, и в случае наложения взысканий за неисполнение закона ответственность будут нести только АНПЗ, ХОП и ПНХЗ. Юридически эта ответственность никак не будет распространяться на их акционеров - поставщиков сырья - "КазМунайГаз", "ММГ" и "Харрикейн Хайдрокарбонз".
В-четвертых, нельзя исключать, что просто исходя из экономических соображений те же акционеры будут стремиться избавиться от заводов: продать или каким-то другим образом распорядиться ими. Только "КазМунайГаз" лишен такой возможности, он подконтролен государству. Таким образом, можем прийти к такой ситуации, когда жесткие условия регулирования будут распространяться опять же только на Атырауский НПЗ - единственный, принадлежащий государству.
Непонятно, почему законопроект не распространяется на реализацию сжиженного газа, в то время как в Мангистауской области 80% автотранспорта уже переведено на газ, а в крупнейшем мегаполисе - Алматы "КазТрансГаз" совместно с акиматом реализует аналогичный проект, будут построены газонаполнительные и газозаправочные станции.
Есть еще один момент. Законопроектом запрещается производство этилированных нефтепродуктов. Это правильно, но из трех казахстанских НПЗ данное ограничение отразится только на деятельности Атырауского, что и было одной из причин необходимости его реконструкции. От этого еще более досадно, что было затянуто начало реконструкции завода. В России, к примеру, такое ограничение Госдума утвердила, когда практически все НПЗ были технически подготовлены.
Считаю, что законы должны приниматься реалистичными для исполнения, а разработанный вариант далек от жизни. Предлагаемая законопроектом организация комплексной системы учета производства и оборота нефтепродуктов предусматривает установку контрольной системы учета на всех нефтеперерабатывающих заводах, нефтебазах, АЗС. Это - утопия! Модернизацию Казначейства - госучреждения - начали 6 лет назад и до сих пор не завершили. Судите сами, сумеют ли подготовиться и наладить единую автоматизированную систему учета по всем точкам реализации нефтепродуктов в стране к 1 июля этого года?.
На мой взгляд, следовало выбрать рыночный путь решения проблемы - через либерализацию внутреннего рынка. Это позволит повысить его привлекательность для всех нефтедобывающих компаний, поскольку прибыль от продажи нефтепродуктов на внутреннем рынке уравняется с прибылью, получаемой от экспорта сырой нефти в дальнее зарубежье. Также это позволило бы устранить существующую диспропорцию, когда нефтяники косвенно субсидируют экспортоориентированные предприятия других отраслей. С государственной точки зрения лучше, если эти средства в виде налогов поступят в бюджет и через дотации из него их можно направить тому же сельскому хозяйству и коммунальной сфере.
- Нурлан Утебович, нефтегазовая отрасль продолжает оставаться основой экономики страны, и, судя по всему, такое положение сохранится еще долгие годы. Какие, на ваш взгляд, существуют проблемы и первоочередные задачи в этой сфере?.
- На сегодня первоочередная задача - правильно и грамотно начать освоение шельфа. Вы знаете, что долгое время основным сдерживающим фактором была неопределенность с делимитацией дна Каспийского моря. В прошлом году этот внешний барьер был преодолен, теперь приоритет переместился непосредственно на само освоение углеводородных ресурсов шельфа. От того, как мы сумеем правильно подготовиться, зависит и отдача возлагаемых нами надежд на нефть Каспия. В первую очередь имею в виду экономические и социальные выгоды для страны с соблюдением экологических ограничений.
Жизненно необходима программа освоения шельфа Каспийского моря. Горький опыт, когда в отсутствие четкой политики государства месторождения углеводородов на суше были бездарно приватизированы, нельзя повторить на шельфе. Нужна четкая программа. Главой государства в свое время было дано соответствующее поручение и еще в 3-4-м квартале 2000 года Программа освоения ресурсов Каспия должна была быть утверждена. А у нас до сих пор она еще только разрабатывается. Нужен документ, в котором конкретно должны быть охвачены все необходимые мероприятия и сроки их исполнения, а не просто общие слова и намерения. Освоение углеводородных ресурсов включает широкий спектр вопросов - от геологоразведочных работ, оценки запасов, технологии добычи до фискального режима. Сюда входит и обеспечение рабочих мест, и обучение местных кадров, и развитие инфраструктуры, других сопутствующих отраслей и т.д. Мы сильно запаздываем в этом.
Мы до сих пор не выработали четкого понимания стоимости всех блоков на шельфе. Выявлено порядка 80 перспективных структур, и есть предварительные сведения по запасам. Но это лишь предварительные сведения. Открытие на Кашагане значительно снизило риски по другим блокам и позволяет нам рассчитывать на больший объем запасов, и именно на участках в казахстанском секторе.
Надо провести геологическую интерпретацию, расчет объемов породы, технических характеристик коллектора, схему и график добычи, определить, какие капитальные и эксплуатационные затраты необходимы и т.д. и т.п. Только после этого мы сможем спроектировать финансовую модель проекта и выработать коммерческие условия - бонусы, долю государства в распределяемых доходах от проекта, обязательства по социальным программам, инфраструктуре, обучению местного населения, поставкам сырья на внутренний рынок, импортозамещению и многому другому.
Предстоит большой объем законотворческой работы - от ужесточения требований природоохранного законодательства при проведении морских нефтяных операций до установления фискальных режимов соглашений. У нас же это не только не проделано, но даже не начато. Взять хотя бы тот же пример по Курмангазы - уже начинаются работы, а еще не выработаны условия, на которых государство будет передавать его в недропользование (например, тот же подписной бонус). Все это - результат отсутствия программы.э.
Другой пример. В прошлом году "ЛУКОЙЛОМ" были обнародованы данные оценки ресурсов трех месторождений российского сектора - имени Юрия Корчагина, Хвалынского и Ракушечного, по которым суммарные запасы нефти составляют всего 49 млн тонн. На Центральном месторождении 2/3 запасов приходится на газ. По мнению российских экспертов, при нынешних искусственно низких ценах на газ в России и полной неопределенности с газовой реформой нет смысла активизировать этот проект. Из этого вытекает вопрос - есть ли смысл казахстанской стороне проявлять инициативу в данном вопросе? Нужна предварительная оценка на основе точных данных по запасам, необходимым инвестициям и условиям, которые может выставить российская сторона. А они вполне могут оказаться неподъемными для казахстанской стороны, поскольку "КазМунайГаз" испытывает трудности с софинансированием в $80 млн действующего проекта - Амангельдинского месторождения. Кстати, мое мнение по этому проекту осталось прежним: он не представляет коммерческого интереса. Нельзя забывать об обязательствах "КазМунайГаза" и по другим проектам - реконструкции АНПЗ, строительству трубопровода Кенкияк-Атырау. Вот где пригодился бы отмененный "КазМунайГазом" выпуск еврооблигаций "Казахойла". В то же время глава "КазМунайГаза" г-н Киинов уже заявил об участии нашей стороны в освоении российских блоков и даже компенсации исторических затрат. Более того, министр Школьник обвиняет российскую сторону в намеренном затягивании разработки Центрального месторождения.
Кстати, предстоят большие финансовые вложения по шельфу, и "КазМунайГазу" следовало бы разработать четкую кредитную политику, которая должна охватывать получение кредитного рейтинга, проведение конференций с потенциальными инвесторами, оптимизацию активов, возможно создание отдельного подразделения, специализирующегося на морских нефтяных операциях, и др.
- Нурлан Утебович, но ведь есть еще действующие проекты - Тенгиз, Карачаганак, ОКИОК, по своему уровню соответствующие мировым.
- Конечно, прежде чем приступать к переговорам по блокам на шельфе, надо провести подробный анализ реализации действующих крупных проектов. По ним тоже много вопросов. К примеру, фактические затраты КТК на строительство трубопровода Тенгиз - Новороссийск превысили предварительные на $500 млн. Задержка запуска КТК и значительные затраты на его строительство стали причиной не-однозначного отношения России к проекту. По Карачаганаку: затраты по 2-му этапу освоения месторождения превышают затраты предварительного плана освоения месторождения на $2,2 млрд и составили $3,6 млрд против $1,4 млрд при подписании ОСРП. Появились новые затраты, например на управление проектом, в сумме $409 млн. Помимо увеличения затрат, переносятся и сроки реализации 2-го этапа на 2003 год, что вызовет отсрочку выплаты бонуса в размере $150 млн, а это приведет к ухудшению экономики проекта с точки зрения интересов страны.
Сложилась тенденция, что, как только мы поднимаем вопросы, инвесторы начинают представлять мировой общественности наши действия как давление, как ухудшение инвестиционного климата в стране.
В то же время суммы, которые теряет государство из-за несоблюдения инвесторами подписанных ими положений контрактов, астрономические. Приведу еще один показательный пример. В начале 2001 года ОКИОК представил правительству в лице МЭМР (тогда полномочный орган в отношении Соглашений о разделе продукции) новое предложение по оценке и разработке Кашагана и других участков ОКИОК касательно геологических запасов, коэффициента извлекаемости и др. параметров. Не буду останавливаться на всех подробностях, скажу только, что для государства эти предложения ОКИОК, принятые в лице Минэнерго, могут отразиться потерями около $20 млрд.
Надо, пока не поздно, исправлять ситуацию. Поэтому надо выявить все плюсы и минусы прошедшего периода реализации всех крупных проектов, проанализировать их, выработать меры, чтобы предельно устранить допущенные просчеты и максимизировать наши выгоды, не прибегая к радикальным мерам, таким, как пересмотр контрактов.
Организация управления государством нефтегазовыми активами должна иметь системный характер. Даже хорошо составленный при подписании контракт не является гарантией того, что в ходе его реализации не будут ущемлены государственные интересы. Государство должно обеспечить надлежащий контроль над соблюдением условий контрактов в течение всего периода действия.
"К ожесточенной критике неизвестных контрактов с инвесторами добавилась жесткость со стороны экс-премьера Нурлана Балгимбаева, который потребовал от правительства включения в бюджет $200.000.000"

06.12.2002
Источник: "Панорама", Дмитрий Карпов, опубликовано 06.12.2002 г.
В начале этой недели Атырауский областной суд принял ожидаемое решение не в пользу "Тенгизшевройла" в связи нарушением СП экологических норм, связанных с хранением серы.
Намерение компании наладить переработку серы в дальнейшем, организовав специальные производства, не стало достаточным смягчающим обстоятельством и СП было оштрафовано на сумму свыше 11 миллиадов тенге, что является весьма ощутимым ударом даже для такой компании как "Тенгизшевройл". Вероятно, она будет оспаривать это решение в Верховном суде, но большинство комментаторов сходятся во мнении, что юридические аргументы вряд ли будут иметь решающее значение и штраф, вероятно, станет просто одним из этапов оказываемого на компанию давления. Главной его целью считается получение наиболее привлекательного для Казахстана сценария дальнейшего освоения месторождения. Пока давление не привело к ожидаемым результатам, Казахстану не удалось добиться бесконфликтного решения о развитии в дальнейшем месторождения не за счет сокращения прибылей СП, а за счет внешних кредитов. Несмотря на обилие весьма острых разногласий с инвесторами, это событие выглядит знаковым, поскольку до сих пор казахстанские власти никогда не конфликтовали так остро с компаниями масштаба "ШевронТексако". К тому же впервые в конфликте так явно звучит внутриполитическая проблематика, правительство почти с чистой совестью может сказать "Шеврону", что проявить жесткость его вынуждает ситуация внутри страны. К по-прежнему ожесточенной критике неизвестных контрактов с инвесторами дилетантов добавилась жесткость со стороны экс-премьера Нурлана Балгимбаева, который, напомним, потребовал от правительства включения в бюджет следующего года 200 миллионов долларов, которые в него не попадали бы в случае осуществления развития проекта по методу ускоренной амортизации предлагаемого "Тенгизшевройлом" (пожалуйста, Панорама №41 и42).
Практически никто в немногочисленных комментариях по поводу конфликта специалистов не усматривал в решении казахстанской стороны непосредственных нарушений контрактов, очевидно, что "Шеврон" не реагировал бы так резко, не будь произошедшее нарушением существовавших договоренностей, причем накануне осуществления проекта. Еще в начале 2001 года генеральный директор СП Тим Уинтертон уверенно говорил об увеличении добычи на Тенгизе на 7 миллионов тонн в ближайшие 5 лет и достижении уровня добычи в 32 миллиона тонн к 2010 году, связывая это в том числе и благоприятным налоговым режимом (пожалуйста, Панорама №12 за 2001 год). Очевидно, у Казахстана нет другого пути кроме жесткой защиты национальных интересов и поступлений в бюджет от крупнейших проектов. Себестоимость добычи в 2 доллара за баррель и относительная дешевизна транспортировки заставляют говорить о Тенгизе как об одном из самых привлекательных месторождений. Величина вложенных инвестиций в сам проект и КТК также заставляют согласиться с министром Школьником в том, что вероятность отказа от дальнейшего роста добычи на Тенгизе крайне низка, необходимость добиться от акционеров в дальнейшем отказа от дивидендов ради инвестиций также может стать более сложной задачей.
Еще одной "скользкой" темой, применимой к "Тенгизшевройлу", являются долги СП по отношению к участникам предприятия. В 2000 году г-н Балгимбаев оценивал существовавшую величину долга в 925 миллионов долларов и неясно, существуют ли четкие договоренности в этом вопросе, или он также может стать полем для конфликта.
Большая вероятность достижения в будущем компромисса с "Тенгизшевройлом" не исключает двух главных выводов, которые можно сделать из этой истории - появления новой казахстанской нефтяной политики с явными "антиимпериалистическими нотками" и ухудшения инвестиционного климата в связи с необходимостью для инвесторов оценивать и внутриполитические факторы.
"Монстр и Балгимбаев: Сон разума рождает монстров. Новая компания по активам превысит все вместе взятые акционерные общества страны "


Источник: "Республика", Мухаметжан Адилов, опубликовано 21.02.2002 г.
Наше издание несколько раз поднимало вопрос о том, что нефтегазовой отраслью Казахстана должно управлять отдельное государственное ведомство с соответствующими задачами и полномочиями. Видимо, эта идея запала кому-то в голову и теперь реализуется, правда, немного по иному.
По сообщениям из Астаны принято решение об объединении ННК "Казахойл" и компании "Транспорт нефти и газа". Создание суперкомпании - холдинга с новым названием "Казмунайгаз" позволит резко усилить роль казахстанского государства на мировом нефтегазовом рынке.
Новое образование будет представлять собой вертикально интегрированное объединение, включающее в себя предприятия по добыче, переработке, транспортировке нефти и газа, сбытовые, ремонтные, геологоразведочные и прочие вспомогательные подразделения, розничную сеть по продаже ГСМ, предприятия связи, авиакомпанию, морские суда и так далее.
Желающие могут посчитать совокупные активы новой компании. Они наверняка превысят несколько миллиардов долларов. Совокупные годовые продажи будут около двух миллиардов, а платежи в государственный бюджет наибольшими среди всех национальных компаний.
Но создать суперкомпанию это половина дела. Надо еще найти туда руководителя. Проблема здесь заключается в том, что желающих слишком много, и все они пользуются чьей-то поддержкой. Победу в неофициальном забеге одержал Ляззат КИИНОВ, теперь уже бывший аким Мангистауской области. Тимур КУЛИБАЕВ, скорее всего, останется, но уже в должности генерального директора. Зато Нурлану БАЛГИМБАЕВУ, видимо, придется ждать нового назначения. Он уже отказался от должности посла в Италию. Теперь он может возглавить Атыраускую область в качестве акима или поехать послом Республики Казахстан на Украину. Кстати, акимом Мангистауской области стал выдвиженец Имангали Тасмагамбетова Болат ПАЛЫМБЕТОВ.
В пользу будущей дипломатической карьеры Нурлана БАЛГИМБАЕВА говорит новый расклад политических сил. Известно, что его взаимоотношения с группой во главе с Нуртаем Абыкаевым, как говорится, не сложились, поэтому чем дальше поедет нынешний президент "Казахойла", тем лучше. При любом раскладе путь Нурлану Утебовичу лежит на Запад, и заниматься ему придется нефтью.
На Украине ему будет интересно и язык учить не надо. Там он может стать коллегой другому известному нефтегазовому деятелю, бывшему премьер-министру Российской Федерации Виктору ЧЕРНОМЫРДИНУ. Напомним, что именно Балгимбаев продвигал казахстанский капитал в эту страну и приобрел там акции Херсонского нефтеперерабатывающего завода и ряда региональных компаний по розничной продаже нефтепродуктов. Если наша версия превратится в факт, казахстанские инвестиции получат весомое дипломатическое прикрытие.
"Нурлан Балгимбаев освобожден от обязанностей премьер-министра Республики Казахстан"

15.08.2002
Источник:
01.10.99 АСТАНА. Возглавляемое им правительство отправлено в отставку.
ТОКАЕВ Касымжомарт, работавший вице-премьером и министром иностранных дел, назначен исполняющим обязанности премьер-министра Республики Казахстан.
БАЛГИМБАЕВ Нурлан избран президентом ЗАО "Казахойл".

 

Главная
Откровенное ханство
Путешествие Назарбаева
Секреты Семьи Назарбаева
Абсолютное ханство
"Крот" в кровати Назарбаева
Первые аресты в "Казахгейте"
Миллиард Назарбаева
Назарбаев брал взятки
50 миллионов $ от ENI
1 миллиард в заначке

Прогулки по гудзону
Отмазки президента
Мир против Назарбаева
Казахские войны
Как прятали деньги
Как прятали деньги 2
Гиффен купил Назарбаева
Как разворовали страну
Ультиматум Дариги
Газпром и русская мафия
Секретный счет Назарбаева
Миллионер Утемуратов
Цензура в интернете
Дочки президента
Зятья президента
Олигархи президента

Марат Тажин
Кажегельдин и оппозиция
Наезды на депутата
КНБ против прессы
КНБ политическая сила
МВД против народа
Нуркадилов против Назарбаева
Кукловод Тасмагамбетов
Махинации на байконуре
Хитрый Храпунов
Балгимбаев Нурлан
Власть против оппозиции
Глупости кабмина
Им можно все
Павлодарский НПЗ
Элитстрой
ОПГ Казахстана

 

 

Content © 2005 kazakstan.narod.ru
Сайт управляется системой uCoz