ЕВРОСОЮЗ.
Чрезвычайная
резолюция в Страсбурге.
Европейский
парламент осуждает диктатуру в Казахстане.
Принятием
беспримерной по категоричности и остроте резолюции закончились
13 февраля чрезвычайные дебаты Европейского парламента (ЕП)
по ситуации в Казахстане. На пленарном заседании в Страсбурге
без возражений и дополнений был принят документ, представленный
группой депутатов от всех фракций. Инициаторами резолюции, осуждающей
казахстанское правительство за широкий спектр нарушений прав
и свобод граждан, выступили депутаты:
Альбер
Ян Маат, Джон Боуис, Ари Ватанен и Ясь Гавронский - от Европейской
народной партии,
Иоанис
Кукиадис, Маргарет ван дер Берг, Глин Форд и Ричард Корбетт
- от Европейской социалистической партии,
Антонио
Ди Пиетро - от Европейской либеральной партии,
Барт
Стаес и Мари Анн Ислер Бегун - от Альянса свободных европейцев,
Луиза
Моргантини, Ионас Сиостедт и Пернилле Фрам - от Европейских
левых и "зеленых",
Бастиан
Бельдер - от Европейской демократической группы.
Особенностью
принятого ЕП документа является беспримерно критический тон
и полный отказ от традиционной в прошлом корректности по отношению
к режиму в Астане. Первоначально казахстанское правительство
рассматривалось в Европе как более вменяемое и заслуживающее
меньших упреков по сравнению с коллегами из Узбекистана и, тем
более, из Туркменистана. На этом фоне Н. Назарбаеву удавалось
выглядеть "хорошим мальчиком", которому прощались
такие проделки, как насилие над конституцией и произвол в ходе
выборов.
Теперь
этой традиции положен конец. Европейский парламент отказался
от практики принятия резолюций по Центральной Азии вообще и
остановил свое пристальное внимание непосредственно на Астане.
Впечатление оказалось удручающим. Парламенту объединенной Европы
не оставалось ничего иного, как сформулировать каталог требований
к Астане и обязать Европейскую комиссию (правительство объеденной
Европы) поставить помощь и сотрудничество с Казахстаном в зависимость
от исполнения этих требований.
Наибольшее
возмущение Европейского парламента вызывает полицейско-судебная
провокация против Сергея Дуванова. Судьбе оппозиционного журналиста
в резолюции уделяется наибольшее внимание. В ней, в частности,
говорится:
ЕВРОПЕЙСКИЙ
ПАРЛАМЕНТ.
D.
отмечает, что ведущий независимый журналист и редактор правозащитного
бюллетеня Сергей Дуванов был приговорен к трем с половиной годам
тюрьмы, несмотря на многочисленные нарушения в ходе следствия
и недостаточную возможность защиты в ходе суда, что вызывает
сомнения в его приговоре.
E.
отмечает, что Сергей Дуванов был арестован 28 октября 2002 г.
за день до того, как он должен был отправиться в поездку в США,
где ему предстояло выступать по поводу свободы прессы в Казахстане
- арестован по обвинению в сексуальном насилии над несовершеннолетней,
которое основано на сомнительных доказательствах.
F.
отмечает, что Сергей Дуванов и до этого привлекался к уголовной
ответственности 9 июля 2002 г. за "унижение чести и достоинства
президента" в связи с публикацией в Интернете статьи о
вовлеченности правительственных чиновников в финансовые преступления,
и что он подвергся нападению трех неизвестных, в результате
которого он был госпитализирован 28 августа 2002 г. - этот случай
так и не был расследован властями...
Европейский
парламент выражает серьезную обеспокоенность в связи с расследованием,
ходом судебного разбирательства и приговором, вынесенным журналисту
Сергею Дуванову и призывает в связи с этим немедленно освободить
его".
Не
оставил без внимания Европейский парламент и суровые приговоры,
вынесенные Мухтару Аблязову и Галымжану Жакиянову, осужденным
по политическим мотивам на шесть и семь с половиной лет тюрьмы
за "злоупотребления властью" и "присвоение государственного
имущества". В резолюции по этому поводу говорится:
"Европейский
парламент... призывает власти Казахстана провести независимое
расследование дела Сергея Дуванова, а также двух оппозиционных
лидеров - Мухтара Аблязова и Галымжана Жакиянова - и опубликовать
информацию об этом".
Помимо
этого в обширной резолюции о положении в Казахстане европейские
законодатели зафиксировали и другие "болевые точки"
его политического развития:
ЕВРОПЕЙСКИЙ
ПАРЛАМЕНТ.
...Призывает
казахстанские власти открыть регулярный доступ к информации
о ходе всех текущих судебных процессов;
...Настоятельно
советует Казахстану привести свою законодательную базу в отношении
правозащитных организаций страны в соответствие с международными
стандартами, в особенности с "Парижскими принципами",
касающимися статуса и функционирования национальных организаций
по защите и продвижению прав человека, принятыми Генеральной
ассамблеей ООН в 1993 г.;
...Осуждает
тот факт, что такое преступление, как пытки, по-прежнему не
предусмотрено Уголовным Кодексом, и что до сих пор наблюдается
широко распространенная практика пыток и других форм бесчеловечного
обращения со стороны сотрудников правоохранительных органов;
...Призывает
правительство Казахстана пересмотреть свое решение в отношении
регистрации политических партий и НПО;
...Призывает
правительство Казахстана пригласить оппозицию начать диалог
о путях и методах преодоления существующего конфликта;
Естественно,
что резолюция не была бы возможной без длительной и интенсивной
информационной кампании, которую проводили в Страсбурге и столицах
европейских государств как сами казахстанские оппозиционеры,
так и их друзья из демократических правозащитных институтов
на Западе.
Начало
работе в Европарламенте положил визит в Страсбург и Брюссель
Акежана Кажегельдина в январе 2002г. Именно тогда инициаторы
резолюции впервые познакомились с ситуацией в Казахстане, узнали
точку зрения демократической оппозиции, оказались посвящены
в тайны "астанинской кухни".
Уже
12 июня 2002 г. в Комиссии ЕП по связям с Казахстаном состоялись
слушания, на которых выступили журналист и редактор Ермурат
Бапи (Алма-Ата), адвокат Чарльз Бот (Вашингтон), правозащитник
Петр Залмаев (Нью-Йорк). Эти слушания прошли на следующий день
после вручения Акежану Кажегельдину "Паспорта свободы",
которым Европейский парламент отметил лидера казахстанской оппозиции.
"На следующий день после этой церемонии [вручения "Паспорта
свободы"] там же, в Страсбурге, в Комиссии Европарламента
по связям со странами Центральной Азии и Монголии, состоялись
слушания по ситуации в Казахстане. Председательствовал депутат
Ди Пиетро из Италии, а основными докладчиками были Акежан Кажегельдин
и приглашенный из Казахстана главный редактор газеты "СолДат"
Ермурат Бапи, который подробно рассказал о беспрецедентной кампании
травли и преследований, которым подвергаются сегодня независимые
СМИ в его стране... Лидер казахстанской оппозиции обратил внимание
европарламентариев на то, что официальная Астана, уже привыкшая
к обвинениям в свой адрес со стороны конгресса США и Белого
дома и не отвечающая на них, тем не менее, весьма болезненно
отреагировала на заявление Евросоюза от 29 мая с.г. с осуждением
репрессий в отношении независимых СМИ в Казахстане, и потребовал
в связи с этим расследований. Президент Казахстана Назарбаев
высказался лично и заявил, что ничего не знал об этом, так как
находился с визитом за границей..."
Другим
важным моментом углубленного знакомства Европейского Союза и
Совета Европы с драматическим развитием ситуации в Казахстане
стал визит в Страсбург 23-25 апреля 2002 г. делегации Форума
демократических сил Казахстана, в которую помимо Акежана Кажегельдина
входил Сергей Дуванов, профессор-социолог Бахытжамал Бекутурганова,
председатель исполкома РНПК Амиржан Косанов и состоявший на
тот момент в исполкоме РНПК Рашид Нугманов. Все казахстанцы
(за исключением Р. Нугманова) были приняты тогда Генеральным
секретарем Совета Европы Вальтером Швиммером.
На
встречах с европарламетариями и в переговорах с руководителями
национальных политических структур лидеры казахстанской оппозиции
неизменно призывали любой контакт с назарбаевскими представителями
и им самим использовать для критики диктаторского режима, а
представление ему помощи увязывать с возвращением Астаны на
путь цивилизации и гуманизма. В резолюции Европейского парламента
этот момент нашел свое законодательное закрепление:
"Европейский
парламент призывает Совет и Комиссию [исполнительные органы
Европейского союза] решительно поднять вопрос об уважении прав
человека в ходе следующего заседания Совета по сотрудничеству
[с Казахстаном], увязав прогресс в этой области с дальнейшим
осуществлением Договора о партнерстве и сотрудничестве, а также
расширить демократические программы ТАСИС для Казахстана, в
частности, с целью укрепления и развития демократических институтов
и независимой прессы, а также в целях борьбы с коррупцией.
Европейский
парламент поручает своему председателю направить эту резолюцию
в Совет, Комиссию, Генеральному секретарю ООН, в ОБСЕ, в Совет
Европы и правительству Казахстана".
Резолюцию
Европейского парламента о положении в Казахстане и его предписания
исполнительным органам сообщества следует рассматривать в совокупности
с аналогичными резолюциями Конгресса США. Так складывается единый
фронт борьбы за свободу и демократию в Казахстане, на котором
плечом к плечу с оппозиционерами внутри страны и за рубежом
стоят ведущие политики по обе стороны Атлантики.
***
ИТАЛИЯ.
Итальянский
парламент и пресса осуждают диктатора.
Правозащитные организации и политики Италии вырожают возмущение
нарушением прав человека и преследованиями демократической оппозиции
в Казахстане.
Наиболее
острой оказалась реакция группы членов верхней палаты итальянского
парламента. Группа сенаторов: Бевилаква , Медури , Пелличини
, Мугнаи, , Коззолино , Гриллотти, Салерно и Паоло Даниели -
внесла резолюцию, в которой подвергает резкой критике царящие
в и других странах Центральной Азии диктаторские режимы. В ней,
в частности, говорится: "Авторитарная политика таких стран
наносит огромный ущерб жизни народов этих стран, лишенных всех
прав и вынужденных жить в жесточайшей бедности вследствие тайного
и несправедливого управления огромными нефтяными ресурсами,
которые могли бы использоваться во благо всей страны".
Все
сенаторы-инициаторы резолюции, разоблачающей преступления против
прав человека и политических свобод, совершаемые режимами Центральной
Азии, принадлежат к партии "Национальный альянс",
входящей в правящую коалицию премьера Берлускони. Поэтому особое
значение имеет призыв к премьеру из собственных рядов "...решительно
осудить продолжающиеся нарушения прав человека, совершаемые
в каждой из стран Центральной Азии с целью повредить политической
оппозиции, активистам демократического движения и членам их
семей, а также оказывать давление с тем, чтобы эти страны освободили
политических заключенных и разрешили вернуться на родину политическим
изгнанникам".
Очевидно,
что к числу политических заключенных относятся Сергей Дуванов,
Мухтар Аблязов и Галымжан Жакиянов. Требование возвращения политических
изгнанников подразумевает лидера казахстанской оппозиции Акежана
Кажегельдина.
Члены
верхней палаты от правящей партии требуют от премьер-министра
Сильвио Берлускони "оказывать давление на правительства
Казахстана, в целях ускорения процесса реформ и создания всех
необходимых условий для широкого и демократического политического
противоборства, нужного для проведения свободных и открытых
выборов".
Средства
массовой информации Италии не только осуждают Нурсултана Назарбаева
за его стремление пожизненно оставаться у власти и уничтожить
всех своих политических соперников. Ведущая римская газета "Ла
Република" опубликовала редакционный комментарий, в котором
называет президента Казахстана "общественно опасным элементом",
сравнивает его с Саддамом Хусейном и ставит тот же вопрос, что
и пресса Нидерландов и Швейцарии накануне приезда туда президента
Казахстана: допустим ли вообще визит диктатора?
Назарбаев
рассматривается всеми международными организациями как "общественно
опасный элемент". Многие правительства, включая США, неоднократно
осуждали насильственное подавление независимых средств информации
в Казахстане: разрушенные, сожжённые или просто закрытые радио
и телестанции; конфискацию печатного оборудования и компьютеров,
избиения, заключение в тюрьмы или высылки журналистов.... Во
время, когда Буш почти вступил в войну с Саддамом, не должна
ли Италия уберечь себя от официальной встречи с другим диктатором,
власть которого тоже опирается на нефть и контроль над средствами
массовой информации? Может и католическая церковь, которая так
печётся о правах человека, величии гуманитарного духа и жизни
вообще, попытается избежать встречи с диктатором в Ватикане?"
"Общество
поддержки демократии в Центральной Азии" считает, что давление
на диктаторские режимы через прессу западно-европейских стран,
через политические партии и неправительственные правозащитные
организации является эффективным инструментом воздействия. С
одной стороны, жестокая критика Назарбаева, прозвучавшая в ходе
всех последних его зарубежных визитов, должна заставить понять
бывшего коммунистического лидера, что Запад не верит его речам
и обещаниям. С другой стороны все это служит ясным сигналом
поддержки политической оппозиции внутри страны.
***
США.
Конгресс 107-го созыва. 2-я сессия.
Палата представителей
Г-н СМИТ от штата Нью-Джерси представил совместную резолюцию,
которая была передана в Комитет по____________
19
июня 2002 г. в 10:52 утра.
Палата
Представителей совместно с Сенатом постановляет,
Что Конгресс
1.
выражает серьезную озабоченность по поводу действий Президента
Казахстана Нурсултана Назарбаева, направленных на сохранение
своей власти любой ценой, а также манипулирования конституцией,
выборами, законодательной и юридической системами с этой целью;
2.
призывает Президента США, Госсекретаря США, Министра обороны
и других высших руководителей США при любой возможности ставить
перед Президентом Назарбаевым вопрос о серьезных нарушениях
прав человека и о невыполнении обязательств перед Организацией
по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) в области прав
человека, демократии и правопорядка;
3.
призывает Президента Назарбаева привести Казахстан в соответствие
со стандартами ОБСЕ в области прав человека, демократии и правопорядка
путем проведения свободных и честных выборов на всех уровнях
и предоставления всем гражданам возможности участвовать в политическом
процессе на равноправной основе без всякого запугивания или
страха репрессий;
4.
призывает Правительство Казахстана предпринять все возможные
шаги для возвращения в страну изгнанных политических лидеров,
особенно бывшего премьер-министра Акежана Кажегельдина, равно
как и других активистов и журналистов;
5.
выражает поддержку независимым организациям, которые призваны
пересматривать Конституцию Казахстана и рекомендовать поправки,
защищающие права человека, демократию и нормы права;
6.
призывает Президента Назарбаева обеспечить такие условия для
работы независимых и оппозиционных средств массовой информации,
чтобы они могли функционировать, не опасаясь давления, ограничений
или преследований;
7.
и призывает радиостанции "Голос Америки" и "Радио
Свободная Европа/Радио Свобода" увеличить объемы вещания
на Казахстан, чтобы население региона получило возможность доступа
к объективной информации и программам, поддерживающим права
человека и установление демократии и норм права.
***
ШВЕЙЦАРИЯ.
Швейцарцы показали Назарбаеву язык.
В честь
Назарбаева Швейцарские правозащитники подготовили "Знак
позора" - вылепленный из обожженной глины язык человека,
в который забит большой гвоздь. Помимо этого, швейцарские активисты
движения в защиту свободы слова провели акцию протеста против
суда над известным казахстанским журналистом Сергеем Дувановым.
Казахстанские оппозиционеры и правозащитники считают, что Дуванов,
автор публикаций, разоблачающих коррупцию в высших эшелонах
казахстанской власти, арестован исключительно по политическим
мотивам. Западные правозащитники направили министру иностранных
дел Швейцарии Мишелин Кальми-Рей письмо, в котором говорится,
что прием Назарбаева властями конфедерации может быть истолкован
как поддержка Швейцарией авторитарного режима в Астане, "произвола
и преследований, которые этот режим развязал против собственного
народа".
Приезд
казахстанского президента в Цюрих возмутил не только общественность
и правозащитников, но и ряд швейцарских парламентариев. "Нельзя
принимать президента страны, в которой нарушения прав человека
стали каждодневным событием" - такое мнение о встрече президента
Щвейцарской конфедерации Паскаля Кушепина и Нурсултана Назарбаева
выразила член Национального совета Пиа Холленштайн.
На
самом деле, соблюдение прав человека в Казахстане все чаще становится
одной из главных тем в беседах президента Казахстана и представителей
международной политической элиты. Так, в ноябре прошлого года
большая часть диалога Нурсултана Назарбаева с председателем
Еврокомиссии Романо Проди во время встречи в бельгийской столице
была посвящена положению оппозиции в этой центральноазиатской
стране. Так, ситуацию с правами человека и демократическими
реформами в Казахстане Романо Проди расценил критически: она
хоть и выглядит лучше, чем в соседних странах Центральной Азии,
однако Астана находится еще далеко от западных демократических
стандартов. И несмотря на то что Еврокомиссия высоко оценивает
диалог казахстанских властей с ОБСЕ и другими международными
организациями, Романо Проди заявил, что казахстанская оппозиция
находится под давлением и что в стране наблюдаются большие проблемы
со свободой слова.
***
ЕВРОСОЮЗ.
Речь Комиссионера Дэвида Бёрна от лица Комиссии в ходе дебатов
в Европарламенте.
Господин Президент, за последние годы показатели развития демократии
значительно ухудшились в большинстве Центрально-Азиатских стран.
Однако, Комиссия понимает, почему особое внимание Парламента
в настоящих дебатах уделяется Казахстану.
В этой
республике, которая в свое время считалась одной из самых перспективных
в регионе, в последние два года наблюдается жестокое подавление
политической оппозиции и независимых СМИ. Особенно суровое наказание
понесли те, кто взял на себя смелость выступить с критикой коррумпированности
первых лиц государства, включая Президента и членов его семьи.
Комиссия считает, что суды над М. Аблязовым и Г. Жакияновым,
лидерами оппозиционного движения Демократический выбор Казахстана,
обвиненными в совершении коррупционных преступлений, имеют все
признаки политически мотивированных процессов. Кроме того, Комиссия
с глубокой озабоченностью наблюдала за кампанией запугивания,
развернутой в Казахстане против критически настроенных СМИ.
В ходе этой кампании поджигались редакции, расстреливалось из
автоматического оружия передающее оборудование, к двери офиса
одной из газет была подвешена обезглавленная собака, а отдельные
журналисты подвергались нападениям. Ни в одном случае злоумышленники
не были выявлены, и большинство дел было попросту закрыто. Более
того, против ряда газет было инициировано судебное преследование,
проводились бесконечные проверки налоговых органов и служб безопасности,
которые налагали огромные штрафы, что зачастую в итоге приводило
к закрытию изданий.
Комиссия
также рассматривает недавнее судебное разбирательство по делу
Сергея Дуванова, обвиненного в изнасиловании, сопровождалось
серьезными нарушениями. Вследствие этого мы убеждены в необходимости
пересмотра этого дела.
На
этом фоне недавние высказывания Президента Назарбаева о том,
что Казахстан будет придерживаться своего пути к демократии,
которую планируется достичь к 2030 г., и о том, что западные
стандарты не могут быть автоматически перенесены на Казахстан,
следует воспринимать с осторожностью. Президент Проди подчеркнул
нашу глубокую озабоченность состоянием демократии в Казахстане
в ходе визита Президента [Назарбаева] в Брюссель 29 ноября 2002
г.
С другой
стороны, необходимо также принять во внимание и ряд позитивных
изменений в Казахстане. Тюрьмы были переведены из-под контроля
Министерства Внутренних Дел в ведение Министерства Юстиции,
и мы надеемся на то, что вскоре это будет сделано и с изоляторами
предварительного заключения. Принят Закон о гуманизации условий
содержания заключенных, есть признаки того, что предпринимается
серьезная попытка осуществления тюремной реформы. В Казахстане,
равно как и в других государствах Центральной Азии, учрежден
пост Уполномоченного по Правам Человека (Омбудсмен), хотя предстоит
еще много работы по усилению его полномочий и функций. В соответствии
с Президентским Указом от 29 декабря 2002 г. создано постоянно
действующее совещание по дальнейшей демократизации и развитию
гражданского общества. Мы надеемся, что его рекомендации, в
частности, касающиеся Закона о политических партиях, будут приняты
во внимание.
Комиссия
отмечает, что в резолюции Парламента говорится только о Казахстане.
Тем не менее, Комиссия полагает, что вопросы прав человека в
Казахстане необходимо рассматривать в контексте региона. Невозможно
отрицать факт жестокого подавления независимых СМИ и оппозиции
в Казахстане. Однако, Комиссия не считает, что положение вокруг
прав человека и демократии в Казахстане - также как и в Кыргызстане
или Таджикистане - не может быть исправлено. Мы уверены, что
Европейский Союз может продолжать влиять на состояние демократии
в этих странах, поддерживая, в рамках Соглашений о Партнерстве
и Сотрудничестве, диалог в духе конструктивной критики.
Оппозиция
и гражданское общество в Казахстане, находятся под давлением,
но это не сделало их менее активными, по крайней мере, пока.
Через конструктивный диалог и целевую поддержку ЕС способен
изменить ситуацию в этих странах.
Дэвид
Бёрн
Права
человека в Казахстане и Центральной Азии
Дебаты пленарной сессии Европарламента
Страсбург
Перевод:
Международный отдел ДВК
|